Комментарии:

Мысли Блеза Паскаля

Мысли Блеза Паскаля  Блез Паскаль (1623-1662) — французский математик, физик, философ и писатель. Паскаль придерживался мнения, что человек — это трагичное и хрупкое существо, которое всегда находится между двумя безднами — бесконечностью и ничтожеством. Человек — «мыслящий тростник». Таков был его вердикт.

Паскаль в основном писал только о том, что было глубоко им пережито и выстрадано. О себе он коротко сказал: «Я только с теми, кто, стеная, ищет истину».

 

 

Краткий обзор мыслей Паскаля:

 

 

Чувствительность человека к пустякам и бесчувственность к существенному — какая страшная извращенность!

Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.

Непостижимо, что Бог есть, непостижимо, что его нет; что у нас есть душа, что ее нет; что мир сотворен, что он нерукотворен…

Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами — поэтому считаем, что они переменились.

Суть человеческого естества  - в движении. Полный покой означает смерть.

Горе людям, не знающим смысла своей жизни.

Всего невыносимей для человека покой, не нарушаемый ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями. Тогда он чувствует свою ничтожность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту. Из глубины его души сразу выползают беспросветная тоска, печаль, горечь, озлобление, отчаяние.

Так протекает вся жизнь: ищут покоя, боясь бороться против нескольких препятствий, а когда эти препятствия устранены, покой становится невыносимым.

Люди ищут удовольствия, бросаясь из стороны в сторону только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Кто не видит суеты мира, тот суетен сам.

Существуют люди, которые лгут, просто чтобы лгать.

Вообразите, что перед вами множество людей в оковах, и все они приговорены к смерти, и каждый день кого-нибудь убивают на глазах у остальных, и те понимают, что им уготована такая же участь, и глядят друг на друга, полные скорби и безнадежности, и ждут своей очереди. Вот картина человеческого существования.

Нашему уму свойственно верить, а воле — хотеть; и если у них нет достойных предметов для веры и желания, они устремляются к недостойным.

Мы ищем истины, а находим в себе лишь неуверенность. Мы ищем счастья, а находим лишь горечь и смерть. Мы не можем не желать истины и счастья, но не способны ни к  твердому знанию, ни к счастью.

Кто входит в дом счастья через дверь удовольствий, тот обыкновенно выходит через дверь страданий.

Мы часто утешаемся пустяками, ибо пустяки нас и огорчают.

Кто не любит истину, тот отворачивается от нее под предлогом, что она оспорима.

Гнусны те люди, которые знают, в чем истина, но стоят за нее, лишь пока им это выгодно, а потом отстраняются.

Понятие справедливости так же подвержено моде, как женские украшения.

Судить о добродетели человека следует не по его порывам, а по его ежедневным делам.

Случайные открытия делают только подготовленные умы.

Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.

Все наше достоинство — в способности мыслить. Только мысль возносит нас, а не пространство и время, в которых мы — ничто. Постараемся же мыслить достойно: в этом — основа нравственности.

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Говорите как все, но думайте по-своему.

И самая блестящая речь надоедает, если ее затянуть.

Красноречие — это живопись мысли.

Истинное красноречие не нуждается в науке красноречия, как истинная нравственность не нуждается в науке о нравственности.

Ухо наше для лести — широко распахнутая дверь, для правды же — игольное ушко.

Насколько справедливее кажется защитнику дело, за которое ему щедро заплатили!

Почему люди следуют за большинством? Потому ли, что оно право? Нет, потому, что сильно.

О нравственных качествах человека нужно судить не по отдельным его усилиям, а по его повседневной жизни.

Нет ничего постыднее, как быть бесполезным для общества и для самого себя и обладать умом для того, чтобы ничего не делать.

Человек страдает невыносимо, если он принужден жить только с самим собою и думать только о себе.

И чувства и ум мы совершенствуем или, напротив, развращаем, беседую с людьми. Стало быть, иные беседы совершенствуют нас, иные — развращают. Значит, следует тщательно выбирать собеседников.

Мы бываем счастливы, только чувствуя, что нас уважают.

Как мало бы уцелело дружб, если бы каждый вдруг  узнал, что говорят друзья за его спиной, хотя как раз тогда они искренни и беспристрастны.

Величайшее счастье, доступное человеку,  - любовь — должно служить источником всего возвышенного и благородного.

Надеясь снискать благосклонность женщины, мужчина первый делает шаг навстречу — это не просто обычай, это обязанность, возлагаемая на него природой.

Все правила достойного поведения давным-давно известны, остановка за малым — за умением ими пользоваться.

Ничто не одобряет так порока, как излишняя снисходительность.

Любопытство — то же тщеславие; очень часто хотят знать для того только, чтобы говорить об этом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделиться в соц. сетях

Оставить комментарий

*

  "Когда ты чего-нибудь желаешь очень сильно, вся Вселенная помогает тебе достигнуть этого".      П.Коэльо
"...Как пчела: припадая к разным цветам, собирает она мед в соты; так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их собрал, как в мех воды морские." Даниил Заточник, человек книжный, автор "Слова" (12 ст.)    
Микроблог: